Евгений Кайсаров: «Мы должны научиться трансформировать все лучшее из мирового опыта в нашу систему подготовки прогрессивных специалистов»

0
28

В рамках программ внедрения передовых технологий в учебный процесс и улучшения качества образования, в Севастопольском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов состоялась встреча- семинар заместителя заведующего кафедры культурологи головного ВУЗа, профессора, Евгения Кайсарова с преподавателями и студентами филиала. Не смотря на насыщенный график пребывания в Севастополе профессора Петербургского университета, Евгений Кайсаров нашел время, что бы познакомить севастопольцев со своими исследованиями в сфере прогрессивного развития государства и общества.

— Для укрепления и развития конкурентоспособности в системе мировой экономики, России сегодня необходимы качественно новые преобразования, ориентированные на широкомасштабную (глобальную) модернизацию и создание инновационной экономики. Мы должны планомерно приучать мировое сообщество к тому, что Россия не сырьевая база (нефть и газ), а одна из важнейших составляющих мировой науки и неиссякаемый источник высоких технологий, интегрированных в наукоемкие производства страны.  Все необходимые ресурсы для успешного и стремительного проведения модернизации экономики у нас есть. После распада СССР Россия продолжает сохранять лидирующие позиции на мировой арене в развитии ВПК, ракета- и авиастроении, в освоении космоса, в атомной энергетике…

— Евгений Александрович, в одной из своих научных работ вы провели анализ инновационных преобразований эпохи Петра I и индустриальной революции Советских времен. Скажите, какие положительные уроки вынесла Россия из исторического опыта реформаций?

— В российской истории можно выделить два основных периода масштабной модернизации – это петровская эпоха и советский период. В первом случае была модернизирована армия и создан государственный управленческий аппарат, во втором – мощная индустриально- экономическая структура.

Великие преобразования Петра начались с построения образованного общества. России нужны были мастера для строительства мощного флота, нужны были флотоводцы способные не просто управлять кораблями, но и владеющие стратегией, и тактикой боя, умеющие побеждать. России нужны были грамотно построенные фортификационные сооружения, способные противостоять натиску подготовленной армии и флота врага. Именно поэтому Петр I уделял пристальное внимание распространению научных знаний, организации общеобразовательных, профессиональных и технических школ. А для повсеместного внедрения реформ на территории всего русского государства появились государевы наместники, т.е. первые чиновники-управленцы. Думаю, для многих будет интересен тот факт, что Петербург – это первый российский город, построенный по проекту со всеми правилами градостроительства. До этого города строились, без какого либо проекта или плана.

До сих пор Петр I по праву считается одним из величайших реформаторов русского государства. Культурная идея преобразований Петра Великого состоит в служении Отечеству: «Жить для пользы, славы государства и Отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага».

Нужно отметить, что широкомасштабная модернизация советского периода так же началась с построения и развития системы образования. Основа идеи советской модернизации состояла в преобразовании аграрной экономики в индустриально развитую. Так появилась новая социальная прослойка общества – инженер. На формирование инженерных кадров была сориентирована вся система образования и брошены огромные интеллектуальные, и материальные ресурсы – преобладание в средней школе дисциплин естественно-математического цикла, ускоренное создание ВУЗов технического профиля. И если в 1929 году в стране было 26 высших технических учебных заведений, то уже в 1931-32 годах их стало 245. Если в 1929 году в ВУЗах обучалось 22,9 тысяч студентов, то в 1932 году их стало уже 114,5 тысяч. Такая система оправдала себя и позволила нам  в кратчайшие сроки поднять страну из руин поле великой Отечественной войны, и запустить в 1957 году первый искусственный спутник земли. Советский Союз по многим индустриальным показателям вышел в мировые лидеры.

По своей сути оба периода модернизации можно назвать культурной революцией. Появились новые взгляды на процессы формирования развитого государства и общества, новые социальные прослойки общества, созданные для выполнения инновационных задач. Появилось такое понятие, как – интеллигенция (люди ориентированные на прогресс).

— Евгений Александрович, Президент Российской Федерации, Дмитрий Медведев объявил о начале новой эпохи инновационных преобразований в России. Какие приоритеты в развитии современного общества можно обозначить сегодня?

— Сегодня главной задачей новой модернизации и культурной революции, является переход от индустриального производства к наукоемкому, к созданию инновационной экономики. Основным источником богатства страны должны быть не сырье и материалы, а высокие и энергоемкие  технологии, интеллектуальная собственность. Здесь, в первую очередь, огромное внимание должно уделяться  сохранению и развитию собственной интеллектуальной элиты. Создание благоприятных условий (финансирование и социальное обеспечение) для представителей науки, изобретателей и т.д. Во вторую: организовать ускоренную систему внедрения передовых научных разработок в производственный цикл. При этом, необходимо продолжить широкомасштабную модернизацию производственной базы и построить заводы нового поколения.

Однако, современные условия жесткой конкуренции мировых технологий ставят перед нами задачи не только организации наукоемких производств, но и подготовки специалистов совершенно нового, не свойственного для нас формата. В самые сжатые сроки мы должны создать огромны пласт менеджеров способных анализировать рынки и влиять на их коньюктуру, организовать эффективную систему управления и умеющих продавать высокотехнологичный продукт, а не сырье…

У нас огромный и дорогостоящий научно-технический потенциал. Мы обладаем уникальными научными разработками и продуктами, которые не имеют аналогов в мире. Но, как показала практика, современный прогресс не возможен без знания рынка, без навыков презентации и умения продавать.

— Предыдущие глобальные модернизации в первую очередь опирались на реформирование системы образования. На ваш взгляд, какие новшества или изменения в системе образования помогут воспитать прогрессивного специалиста?

— Сегодняшняя система образования ставит студентов в жесткие рамки обязательного для всех набора дисциплин, в не зависимости от их индивидуальных способностей. Но нужно понимать, что любому научному открытию или изобретению предшествует творческий мыслительный процесс. И, на мой взгляд, в организации образования мы должны уделить особое внимание развитию творческих способностей будущих специалистов. А творчество, как вы понимаете, не может зародиться из обязаловки. Необходимо и в школах, и в ВУЗах дать ребятам некую свободу выбора в раскрытии собственного потенциала. Необходимо научить ребят творческому подходу в решении разноплановых задач. Достаточно яркий пример такого подхода к обучению, это система тренингов, в процессе которых проявляется творческая активность каждого участника тренинга и чаще всего вырабатывается оригинальная (не стандартная) схема решения поставленной задачи.

Сегодня в мире огромное количество прогрессивных образовательных методик. Нельзя сказать, что существует идеальная модель образования, но мы должны научиться трансформировать все лучшее из мирового опыта в нашу систему подготовки прогрессивных специалистов.

— Евгений Александрович, чем для Украины и Севастополя может быть полезен опыт России?

— Россия и Украина, на столько, глубоко взаимно-интегрированы, что все процессы, происходящие в России, так или иначе, сопоставимы с процессами развития украинского государства и общества. И предложенная выше модель прогрессивной трансформации государства вполне подходит и Украине. Что касается Севастополя, то я хочу, поблагодарит директора Севастопольского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, Аркадия Николаева за прекрасную организацию встречи-семинара с преподавателями и лекций для студентами университета. Мне импонирует, что Аркадий Павлович всегда стоит на позиции внедрения новейших технологий в образовательный процесс и дает севастопольским студентам возможность расширить свой кругозор, и знания в прямом общении с ведущими представителями российской науки.  Хочу отметить, что севастопольские студенты дипломники, приезжающие на защиту в головной ВУЗ, значительно качественно, выше своих коллег из других филиалов.

И. Долгополов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ