Порошенко: чем выгодна дружба с Россией

0
5

Договоренности двух Президентов Виктора Януковича и Дмитрия Медведева получили неоднозначную оценку среди украинцев. Именно поэтому сегодня, когда эмоции немного стихли, мы решили поинтересоваться, какие последствия подписанных в Киеве документов ожидают украинскую экономику. Об этом мы попросили рассказать Петра Алексеевича Порошенко – главу Совета Национального банка Украины.

UBR.UA Петр Алексеевич, после визита Президента России власть говорит о прорыве в отношениях между Россией и Украиной, а оппозиция говорит о cдаче национальных интересов. Какую вы бы дали оценку этим договоренностям?

П.П. Я хотел бы не согласиться ни с оценкой, что это есть прорыв, ни с оценкой, что это сдача национальных интересов. Все документы, которые подписаны в Киеве, готовились заранее, готовились еще в том числе и при моем участии как Министра, детали их оговаривались во время визита Януковича в Москву 5 марта. И в заявлении по результатам визита в Москву, вы найдете и разблокирование вопроса демаркации государственной границы, а это очень важный для Украины вопрос, причем не только в украинско-российских отношениях, это есть необходимая составляющая европейского вектора развития Украины, потому что никто не будет давать ни Договор об Ассоциации, подписанный, ни упрощения визового режима, когда государство не урегулировало и не наметило ключевую составляющую своего суверенитета – государственную границу. Мы видим, что на сегодняшний день стороны достаточно принципиально отстаивают свои позиции, относительно делимитации Керченского залива. И то, что предрекала оппозиция, в том, что будет сдана украинская территория, как и предвиделось, оказалось неправдой. Украинская земля является нерушимой, украинская граница – нерушима. И дискуссия может происходить только в формате использования украинского Керченского канала. Действительно еще во время моих переговоров мы давали чрезвычайно привлекательные предложения относительно гарантированного правила пользования российскими кораблями Керченского пролива. Потому что мы считаем, что на сегодняшний день экономическая составляющая будет намного более важной, если мы будем обеспечивать конкурентоспособный транзит, чем мы будем устанавливать запрещающие тарифы. Это сегодня политика дальновидного государства, которое строит честные и партнерские отношения со своими соседями. Вторая позиция, которая, я думаю, есть, документ, который делался, документ, декларации об ускорении Приднестровского урегулирования, в любом случае это урегулирование нужно делать. И его нужно делать с расчетом украинских интересов, потому что иметь горячий, холодный или замороженный конфликт границ с Украиной, в первую очередь в этом не заинтересована Украина. Мы должны разрубить этот Гордиев узел.

UBR.UA Что вы можете сказать о потенциале российско-украинских отношений?

П.П. Потенциал украинско-российских отношений до конца не исчерпан. И мы сегодня стопроцентно должны выходить именно из украинского интереса развития партнерских отношений с Россией. Странным образом дискуссия относительно создания совместных предприятий, которые должны базироваться на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, вылилась в дискуссию, будут ли объединятся НАК «Нафтогаз» и «Газпром». Я хотел бы, чтобы эта дискуссия была остановлена. Я уверен в том, что объединение, а тем болем поглощение «Газпромом» «Нафтогаза» является невозможным. Это не отвечает ни украинскому законодательству, ни украинским интересам. Тем болем, что «Газпром» на сегодняшний день – публичная акционерная компания, я подчеркиваю. Не государственная, а публичная. Акции которой котируються на бирже, которая имеет инвестиции западных инвесторов, которая имеет большие заимствования и все решения «Газпром» будут приниматься абсолютно прозрачно. Таким образом я считаю, что мы можем говорить о создании совместного предприятия между «Газпромом» и «Нафтогазом». Но в части построения новой нитки нового газопровода в Богородчаны — Ужгород. И тут есть прямой интерес Украины. Если в это совместное предприятие будет внесена эта построенная новая нитка, которая увеличит объемы транзита газа через территорию Украины. Если к активам этого предприятия будут внесены залежи газа, которые позволят обеспечить и Украину газом уже добычи собственного субьекта предпринимательства, я считаю, что мы имеем абсолютно четкое экономическое содержание совместного сотрудничества. Потому нужно остановить спекуляцию относительно возможных сценариев обьъединения, которых никогда не будет, я в этом уверен. Для этого нет оснований не с российской, ни с международной, ни с украинской стороны. Я бы говорил на сегодняшний день, если завершить газовую тему и энергетическую, что никто, ни один иностранец не должен доминировать в вопросах сотрудничества с использованием транзитного потенциала Украины. Контроль за этим процессом должен оставаться в руках Украины. В тоже время мы имеем абсолютно четкую синергию, то есть, увеличение потенциалов, взаимовыгодность в создании совместных предприятий в такой важной отрясли, как военно-промышленный комплекс. На сегодняшний день, конкурируя на рынках третьих стран, наши производители просто взаимоуничтожали друг друга, теряя и прибыль, и рынки, и выгодные контракты. В то же время традиционно форма сотрудничества была построена таким образом, что они были взаимодополняемыми, использовали очень интересные, очень конкурентне наработки украинских производителей и ученых, обьединяя это с новейшим потенциалом российских ученых и производителей, выходя с совместным продуктом на рынки третьих стран и обеспечивая поставки министерства обороны Украины и Министерства обороны Российской Федерации. Если мы говорим о такой форме сотрудничества, использовании украинских двигателей авиастроительных предприятий. Использовании судностроительных в том числе в военной отрясли, я могу сегодня говорить, что тут есть большой потенциал. Использования совместных наработок в ракетной технике, в радиоэлектронике, посмотреть, что происходит в Украине. Разве дает нам сегодня повод для оптимизма, например, завод, который простаивает – киевский завод «Арсенал». Это мощное, базовое предприятие военно-промышленного комплекса, которое должно быть загружено на 100 процентов. И об этих совместных предприятиях мы должны сегодня говорить, как об уникальном потенциале для развития. И тут в первую очередь зависит от воли государства для того, чтобы создать соответствующие позиции. Потому что сотрудничество в военно-технической сфере без прямого участия и контроля государства просто невозможно.

UBR.UA Такая же ситуация и в авиастроительстве?

П.П. Немного не такая.Мы имеем возможность выпускать военно-транспортный самолет АН – 70, который был заблокирован в результате неправильной позиции как украинской стороны, так и недружественной позиции наших партнеров, как на рынках стран НАТО, они досих пор не имеют созданного военно-транспортного, так и касаемо обновления парка Российской Федерации. Улучшение отношений на сегодняшний день создает уникальные возможности для того, чтобы этот очень успешный военно-транспортный самолет, экономный, с большим потенциалом имел огромные перспективы. Которые дадут поступлення иностранной валюты в Украину. Можем ли мы загрузить в формате либо производственной корпорации, либо совместного предприятия мощности в Российской Федерации, должны и обязаны. Потому что здесь у нас будет продукция дешевле, болем конкурентноспособная, и более гарантирован будет доступ на рынки Российской Федерации. Это выгодно или нет? Продать украинскую собственность кому-нибудь за бесценок – это будет не по-государственному, но я могу почеркнуть, что ни одного раза я не слышал подобных планов ни от прежней, ни от действующей власти.

Я могу сказать, что такой же потенциал в уникальности географического расположения украинской судностроительной промышленности. И сегодня мы можем говорить, что предыдущие заказчики, которые пошли в страны Румунию, Болгарию, Турицю, они сегодня гарантировано вернуться в Украину. А это – рабочие места, это – поступлення в бюджет, это – обеспечение бюджето и городообразующих функций судностроительных заводов, которые им возвращаются. Есть угрозы, по которым мы можем честно говорить. Но есть позитив, с которым мы должны выходить к людям. Это же касается промышленности. Потому что на сегодняшний день Украина была одной из немногих стран, которая за последние годы ввела в действие мощности нескольких энергоблоков. И если мы немедленно достроим гидроаккумулирующую станцию, которая позволит отбирать мощность нашого комплекса ночью, который обеспечит более стабильную работу атомной енергетики, я убежден в том, что и мощность, и потенциал, и надежность украинского энергетического комплекса значительно вырастет. Украина не должна выглядеть бедным родственником или технологически неразвитой страной на фоне как наших, западных, так и восточных соседей. Потому что украинские энергетики, украинские производители могут сыграть очень значительную роль в реконструкции энергетики Российской Федерации. Поверьте, что сегодня в целом ряде регионов фактически остановлено развитие производства из-за нехватки энергетических мощностей в отдельных регионах Российской Федерации. Трагедия, которая произошла на Саяно- Шушинской гидроэнергетической станции требует большого участия украинских производителей. И мной было предложено от имени Украины, это было с благодарностью принято, абсолютно быстрая помощь в восстановлении энергетического потенциала России. На сегодняшний день эти предложения имеют развитие. Но я еще раз говорю, наши отношения должны быть прозрачными. И в первую очередь, украинская власть, украинский бизнес должен выходить из интересов Украины. И на сегодняшний день роль контроля оппозиции за соблюдением национального интереса является очень важной. Но я бы хотел, что бы все дискуссии начинались и заканчивались прозрачным обсуждением, выработкой совместной позиции в середине страны. И внешне, мы будем сильнее, когда будем выступать мощным объединенным потенциалом.

UBR.UA Петр Алексеевич, звучали заявления, что до конца года между Украиной и Евросоюзом будет все-таки доведена до конца работа по созданию зоны свободной торговли. Расширение экономических связей, создание совместных предприятий с Россией будет противоречить совместным интересам?

П.П. Я не вижу никакой связи. Мы четко заявили, что Украина, будучи членом ВТО, имея отдельные интеграционные наработки, не имеет возможности вхождения в другие интеграционные объединениям, кроме Европейского Союза. Ни в Таможенный союз, ни в другие объединения, в условиях тех обязательств, которые уже взяла на себя Украина – другое развитие невозможно. И 4 декабря, когда при моем участии проходил саммит «Украина – Европейский Союз» мы сформировали таким образом декларацию, в которой отметили, что на протяжении 2010 года существуют все возможности для того, чтобы Украина решила три поставленных задания. Эти задания в этой декларации сформированы абсолютно четко. Задание №1. Первый приоритет – интересы человека. Интересы человека, отношение к Евросоюзу формируются исключительно через контакты между людьми. И, поэтому, задание № 1 – подписание плана действий, дорожной карты безвизового режима с Европейским Союзом. Потому что визы для европейцев в Европейский Союз – это пережиток, это явление, с которым нужно бороться. Украинец не может ощущать себя свободным человеком, в условиях, когда для него закрыт доступ в страны Евросоюза. У нас продемонстрирован огромный прогресс. 22 февраля нами было совместно подготовлено решение комитета Министров иностранных дел Евросоюза, в котором четко указано, что этот документ готов и будет предложен Украине. 25 февраля при участии друзей Украины, непосредственным участии Министерства иностранных дел под моим руководством, была подготовлена резолюция Европарламента, которая открывает нам двери в этот процесс. Вчера завершилась встреча старших представителей при участии украинского заместителя Министра иностранных дел Константина Елисеева, который подтвердил, что в этом году Украине будет предложен план действий, выполнив который Украина получит гарантированный доступ к безвизовому режиму. Сегодня идут очень непростые переговоры, которые касаются зоны свободной торговли. И Украина, безусловно, должна выполнить чрезвычайно важные обязательства, в которых заинтересована сама Украина. Я говорил и что касается наведения порядка в стандартизации, и что касается зоны свободной торговли, и что касается наведения порядка в стандартизации, сертификации, ветеринарной медицины, в беспредела чиновников санитарно-эпидемиологической службы, в упорядочении государственной помощи, в упорядочении тендерных процедур. Украина заинтересована в том, чтобы принять эти реформы и позиция, которую занимает Украина, украинская переговорная группа, относительно того, чтобы против Украины не использовались какие-либо технологии, когда Украина должна открыть свой рынок для продукции Евросоюза, имея ограничения для украинских производителей для доступа на ринки Евросоюза. Поэтому идут непростые переговоры, тем не менее общее мировое восприятие этого дает уникальную возможность Украине для того, чтобы продемонстрировать тут успех и улучшение отношений с России.

Источник: UBR.UA

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ