Василий ЦЫБУЛЬКИН: «Если говорить о справедливости тарифов, то думаю нужно начинать не с поставщиков конечного продукта (розницы), каким и является общественный транспорт, а с оптовиков — нефтетрейдеров»

0
14

Транспортная отрасль – одна из важнейших экономических составляющих городского хозяйства. Именно поэтому власти Севастополя уделяют особое внимание ее развитию. Среди множества актуальных тем, связанных со стабильностью работы пассажирского транспорта, в течение многих лет, наиболее острым остается вопрос в компромиссном решении которого, заинтересованы все: власть, перевозчики и пассажиры. Это вопрос стоимости проезда. К сожалению, пока не существует универсальной формулы, при которой все остались бы довольны. Но… главное то, что в этом направлении есть конструктивный диалог, понимание взаимозависимости всех сторон и постоянный поиск компромиссных решений.

Новости Севастополя
Василий Цыбулькин

О формировании тарифов, о взаимодействии бизнеса и власти, о возможных способах оптимального решения одного из самых важных вопросов пассажирского транспорта мы беседуем с руководителем одного из самых передовых предприятий Севастополя и Крыма ЧП «Цыбулькин», заслуженным работником транспортной отрасли Украины Василием ЦЫБУЛЬКИНЫМ.

—  Василий Федорович, недавно глава Севастопольского отделения антимонопольного комитета Дмитрий Шамрей заявил, что если в ходе проверок будет установлено необоснованное повышение тарифов на общественном транспорте, то АМК будет настаивать на их снижении. Каково ваше мнение по этому поводу?  

— Абсолютно поддерживаю желание АМК определить обоснованные справедливые тарифы на общественном транспорте. К примеру, наши предприятия, ЧП «Цыбулькин» и ЧП «Севтранстрест», уже неоднократно проверяли различные контролирующие органы и нарушений в ходе поверок не установлено. При расчетах тарифов мы используем официальную методику утвержденную Министерством транспорта и связи Украины.

Однако, хочу заметить, что пассажирский транспорт Севастополя уже много лет работает не по обоснованным тарифам, а по компромиссному соглашению между властью города и перевозчиками. В соответствии с официальной методикой Минтранса, обоснованные тарифы гораздо выше тех, по которым сегодня работают перевозчики. И я уже приводил примеры, когда года два назад расчетная себестоимость проезда составляла 4.95 грн, а мы, в соответствии с компромиссным соглашением с властями города, до недавнего времени возили пассажиров по 2-2.5 грн. И даже в одной из статей «Славы Севастополя» мы открыто показывали, из каких основных составляющих определяется себестоимость (с публикацией реальных цен на комплектующие изделия, ГСМ, стоимости обслуживания, амортизационных и налоговых отчислений, и т.д.). С того времени значительно подорожали топливо, стоимость деталей и механизмов, изменились правила налогообложения, отчислений в пенсионный и другие фонды. На данное время реальная себестоимость проезда составляет: автобусы средней вместимости (типа «Эталон») – 5.9-6.48 грн (в зависимости от марки), малой вместимости (топики) – 7.78-7.9 грн.  Поверьте, мы сегодня уже включили все механизмы экономии для обеспечения лояльной величины стоимости проезда при сохранении высокого уровня безопасной эксплуатации общественного транспорта. Далее можно экономить только за счет снижения безопасности движения: вместо двух положенных по нормативам ТО проводить одно, закупать левые, низкого качества, комплектующие изделия или резину б/у и т.д. Лично я не готов рисковать жизнью пассажиров и моих водителей из-за удешевления проезда на, каких-то 50 копеек.

Кроме того, хочу отметить и еще одну важную статью расходов предприятия – кредиты на обновление автопарка. Несколько лет назад мы приняли общегородскую программу «Транспорт», где говорится о том, что возраст автопарка предприятия не должен превышать 10 лет. Мы строго соблюдаем эти правила. Но… с каждым годом обновление подвижного состава нам дается все сложнее и сложнее ввиду непомерных процентных ставок по банковским кредитам. Если года 4-5 назад предприятие в год могло позволить себе приобрести до 5 автобусов из личных средств и до 10-15 за счет кредитов, то сегодня мы работаем только по кредиту и берем всего 5-6 автобусов.

— И все же, возможно ли снижение стоимости проезда и, если да, то при каких условиях?

— Недавно на этот вопрос достаточно лаконично ответил глава города Владимир Яцуба. Он сказал, что при совокупности всех составляющих реальное снижение стоимости проезда — мало вероятно. Он же и отметил, что сегодня ведется плотная работа с транспортной ассоциацией по поиску компромиссных вариантов и согласованности решений межу властью, и перевозчиками при формировании стоимости проезда в будущем.

— Но АМК уверен, что найдет «компромиссный» способ снижения стоимости проезда в общественном транспорте.

— Если АМК предложит реальную схему экономии, то мы будем только «За». Однако здесь не все так просто и дело далеко не в том, кто как посчитал и обосновал тарифы. Если говорить о справедливости тарифов или цен, то думаю нужно начинать не с поставщиков конечного продукта (розницы), каким и является общественный транспорт, а с оптовиков. Сегодня нефтетрейдеры имеют сверх прибыли в сотни миллионов долларов, пользуясь тем, что производители конечного продукта вынуждены соглашаться на их цены из-за необходимости сохранения производства. И это не только в транспортной сфере. К примеру, когда дорожает хлеб или молоко, то все обвиняют хлебо- и молокозаводы, и никто не говорит о том, что зернотрейдеры (оптовики) повысили цены на сырье. В реальности механизм формирования розничной цены следующий: к примеру, оптовики поднимают цены на 20%, при этом производители максимум смогут их поднять на 10 — 15% из-за низкой покупательной способности населения. Таким образом, с каждым последующим увеличением оптовых цен доля прибыли производителя значительно уменьшается. А значит, уменьшается качество производимого продукта, уменьшается количество приобретенных новых автобусов и т.д.

Один или два года назад в АМК с оптимизмом выдвигали идею организации льготных цен (талонов) на ГСМ для общественного транспорта. И даже озвучивалась приблизительная стоимость топлива в пределах 6 грн с копейками. В то же время, мы не однократно предлагали властям провести переговоры с нефтетрейдерами об организации нескольких спец АЗС для обслуживания общественного транспорта, где топливо продавалось бы по более низким ценам. К сожалению, все так и повисло в воздухе. А между тем, ГСМ, это достаточно весомый аргумент для снижения стоимости проезда.

Заметьте, учитывая сложное экономическое положение в государстве, я сегодня уже не говорю о таком механизме поддержки транспортников и регулирования стоимости проезда, как датирование льготных перевозок. Хотя и этот вопрос достаточно «больной». Кому-то на 16 машин в год выделяется 300 тысяч грн дотаций (можно ездить по 1.5 -2 грн), а кому-то ноль.

— Васили Федорович, недавно АМК предложил установку на транспорте электронных регистраторов пассажиропотока. Как вы к этому относитесь?

— Мы всегда поддерживаем передовые идеи и начинания. Если это поможет в установлении справедливой стоимости проезда и, тем более, ее снижению, то мы обеими руками «За». Однако, я убежден в несоразмерности затрат на установку счетчиков с реальным эффектом экономии. В прочем, мы всегда открыты и доступны. Я считаю, что для всеобщего успеха, в отношениях власти и бизнеса должны быть диалог, взаимопонимание и взаимовыручка. По моему глубокому убеждению, в этих вопросах Севастополь развивается, как наиболее благоприятный регион в масштабах всей Украины.

Игорь Долгополов

«Севастопольское агентство новостей» — Новости Севастополя

www.sannews.com.ua

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ