Важно знать каждому: Упрощенная система налогообложения (Закон № 8521 — текст, таблицы )

0
38

Новости СевастополяУже почти год Украина живет по Налоговому Кодексу, которым были внесены изменения во все налоги. Особым исключением до настоящего времени был единый налог, по которому практически отсутсвовали изменения. Наконец, 20 октября 2011 Верховная Рада приняла Закон № 8521 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности».

Невозможно однозначно утверждать, что запланированные изменения к лучшему, но, бесспорно, есть и позитивные изменения. Но, как говорится, в каждой сказке есть свой сказочный «змей», а в каждой бочке с медом, ложка дегтя. Желая предостеречь о том, что в новом законе есть много моментов, которые необходимо знать предпринимателям, на которые надо обратить внимание, чтобы решить до нового года, что им делать, мы и написали этот материал.

Существующей на сегодня информации недостаточно, чтобы иметь ответы на все вопросы, но уже сегодня можно говорить об основных ключевых аспектах изменений. Именно о главных изменениях и будем говорить в этой статье.

Изменения планируется ввести с 1 января 2012. Прежде всего, нововведение заключается в том, что субъектов упрощенной системы налогообложения разделили на несколько групп. Физических лиц-предпринимателей, в зависимости от специфики деятельности, разделили на 3 группы (категории), юридических лиц на едином налоге «вынесли» в отдельную группу, а для физических лиц подготовили сюрприз:

  • к I и II группе отнесли владельцев бизнеса, оказывающего услуги населению (например, парикмахерские, салоны красоты, мастерские, рыночные торговцы, владельцы небольших магазинчиков, и другие мелкие предприниматели) которые занимают около 65-70% от всех предпринимателей на упрощенной системе налогообложения;
  • к III группе отнесли предпринимателей, работающих с предпринимателями и юридическими лицами на общей системе налогообложения;
  • к IV группе отнесли Юридических лиц — плательщиков единого налога, на упрощенной системе налогообложения;
  • особое отдельное место занимают физические лица (не предприниматели), которые по несистематической реализации продукции должны получить краткосрочное свидетельство плательщика.

Подробно классификация плательщиков единого налога по нововведениям приведена в Таблице № 1

Обратите внимание:

1. Для предпринимателей — производителей собственной продукции:

  • для производителей — упрощенцев III и IV категории, которые реализуют исключительно продукцию собственного производства, устанавливаются ставки налога в размере 50 процентов основных ставок по категориям (т.е. 1,5% от оборота для тех, кто платит НДС, и 2,5% от оборота — для неплательщиков НДС).

2. Самыми главными новшествами следует отметить следующие:

  • разрешено относить к расходам юридическим лицам суммы, перечисленные субъектам — плательщикам по упрощенной системе налогообложения (этот пункт может вызвать противоречия, советуем еще раз посмотреть Таблицу № 1, и Таблицу № 2 «Штрафные санкции для плательщиков единого налога».)
  • введено фактическое ограничение упрощенцев в отношении круга субъектов предпринимательства, которым они могут предоставлять услуги. Утверждены следующие ограничения:
  • I категория может предоставлять услуги только населению;
  • II категория может предоставлять услуги населению, и субъектам, которые являются плательщиками единого налога. (Обратите внимание! Предпринимателям и юридическим лицам на едином налоге.)
  • III категория — может предоставлять услуги предпринимателям, и юридическим лицам на общей системе налогообложения.
3. Нововведения, о которых необходимо знать уже сегодня:
  • В общую годовую сумму дохода предпринимателей на упрощенной системе налогообложения не учитываются пассивные доходы: роялти, страховые выплаты и возмещения, проценты, доходы от реализации имущества, дивиденды и т.п. Следовательно, предоставление уверенности всегда является позитивом.
  • По-прежнему решения о переходе на упрощенную систему налогообложения может быть принято субъектом хозяйствования один раз в течение календарного года.
  • В случае оказания услуг, выполнения работ по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам — доходом является сумма вознаграждения поверенного (агента). Наконец, предпринимателям на упрощенной системе позволили учитывать только собственный доход на уровне с предприятиями на упрощенной системе.
  • При осуществлении торговли с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, которое не предусматривает наличия регистратора расчетных операций, датой получения дохода определяется дата исключения из таких торговых аппаратов и / или подобного оборудования денежной выручки.
  • При осуществлении деятельности с использованием жетонов, карточек и / или других заменителей денежного знака, выраженного в денежной единице Украины, датой получения дохода утверждена дата продажи таких жетонов, карточек и / или других заменителей денежного знака, выраженного в денежной единице Украины.
  • Книгу учета доходов и расходов будет заменено на «Книгу учета доходов». Следовательно, есть надежда, что обязанность подсчитывать расходы будет отменен. Но, это не мешает налоговикам требовать ответа о происхождении товара, наличие документации о приобретении товара и т.д.
  • Свидетельство плательщика единого налога вводится как БЕССРОЧНАЯ. Это почти единственный позитив, который заслуживает уважения к разработчикам.
  • Предприниматели I и II категории могут стать плательщиками единого налога с первого числа ближайшего месяца после получения свидетельства.
  • Изменение (дополнение или исключение) вида хозяйственной деятельности, места осуществления деятельности, переход к уплате налога по другой ставке, а также отказ от применения упрощенной системы налогообложения могут быть осуществлены с начала нового календарного месяца (при условии подачи заявления не позднее чем за 10 дней до начала нового календарного месяца).
  • Вновь образованным предпринимателям для получения свидетельства плательщика налога с момента государственной регистрации, необходимо предоставить заявление в налоговую не позднее 10 календарных дней со дня государственной регистрации.
  • Если у предпринимателя I и II категории отсутствуют наемные работники, то он имеет право не платить единый налог за один календарный месяц в течение года Освобождение предоставлено каждому предпринимателю I и II категории в качестве «отпуска». Также, предприниматель освобождается от уплаты налога на время болезни, но не более чем на 30 календарных дней. Информация об отпуске или болезнь (вместе с письмом нетрудоспособности) предоставляется в налоговые органы по месту регистрации вместе с заявлением в произвольной форме.
  • Пенсионеры и инвалиды, получающие согласно закону пенсию или социальную помощь, освобождены от уплаты единого налога.
  • Нововведения обязали налоговых агентов (юридических лиц и предпринимателей) отчитываться в налоговую службу о любых сделках и операциях по продаже плательщикам единого налога или о любых операциях по приобретению у плательщика единого налога товаров, услуг и работ. Предоставлять информацию агенты обязаны обо всех операциях больше чем 50 тыс грн .. Но пожелания и толкования налоговиков еще не определены, возможно, интересующая сумма будет уменьшена.
  • Ввели ограничения пребывания на упрощенной системе налогообложения нерезидентам, ювелирам, пунктам обмена валют, экспортерам/импортерам, продавцам подакцизных товаров, финансистам, управленцам, аудиторам, связистам, антикварам, организаторам гастролей и т.д. Подробно информация приведена ниже.
4. Нововведениями предусмотрено, что плательщики единого налога не являются плательщиками следующих налогов и сборов:
  • налога на прибыль предприятий;
  • налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложены налогом по упрощенной системе налогообложения;
  • НДС с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, кроме плательщиков, которые выбрали систему налогообложения по ставке 3%;
  • земельного налога, кроме налога за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности;
  • сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
  • сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
5. Упрощенная система налогообложения не распространяется на субъектов хозяйствования (юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), осуществляющих:
  • деятельность по организации, проведению азартных игр;
  • обмен иностранной валюты;
  • производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива);
  • добыча, промышленное производство драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования;
  • добыча, реализация полезных ископаемых;
  • деятельность в сфере финансового посредничества;
  • деятельность по управлению предприятиями;
  • деятельность по предоставлению услуг почты и связи;
  • деятельность по продаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
  • деятельность по организации, проведение гастрольных мероприятий;
  • физических лиц — предпринимателей, осуществляющих технические испытания и исследования, деятельность в сфере аудита;
  • физических лиц — предпринимателей, которые предоставляют в аренду земельные участки общая площадь которых превышает 0,2 га, жилые помещения общая площадь которых превышает 100 кв. метров, нежилые помещения (здания, строения) и / или их части общая площадь которых превышает 300 кв. метров;
  • страховых (перестраховочных) брокеров, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторов ценных бумаг;
  • субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 процентов;
  • представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;
  • физических и юридических лиц — нерезидентов.
6. СВИДЕТЕЛЬСТВО может быть аннулировано в следующих случаях:
  • самостоятельный отказ плательщика от применения упрощенной системы налогообложения;
  • прекращение предпринимательской деятельности;
  • возникновения налоговой задолженности по уплате налога в течение двух последовательных кварталов;
  • осуществления хозяйственной деятельности, на которую не распространяется действие этой главы;
  • превышение предельной численности наемных лиц;
  • превышение предельного объема дохода для соответствующей категории лица, облагается налогом на упрощенной системе налогообложения;
  • применения налогоплательщиком иных способов расчетов, чем наличные или безналичные расчеты.
Как расценить: «налоговые каникулы» или «отступные»?
На период до 1 января 2016 года физические лица — предприниматели, которые в 2011 году были зарегистрированы плательщиками единого налога и потеряли право находиться на упрощенной системе налогообложения, будут облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 50 процентов ставки, то есть 7,5%-8,5%.

Такое право предоставляется физическим лицам — предпринимателям по совокупности следующих условий:
  • осуществление исключительно тех видов хозяйственной деятельности, осуществлялись на упрощенной системе налогообложения;
  • годовой объем дохода не превышает 500 тыс. грн.;
  • количество лиц, состоящих с таким физическим лицом — предпринимателем в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек (включая членов семьи такого лица).
Иными словами, если предприниматель и в дальнейшем (до 2016 года) будет осуществлять деятельность в рамках положений, которые существовали до внесения изменений в Налоговый Кодекс (500 тыс грн., 10 работников), то такой предприниматель сможет платить налог на доходы в размере 50% от основной ставки.
Заметим, если налогоплательщики, применяющие «льготные» нормы, в любом отчетном периоде перестали соответствовать хотя бы одному из вышеуказанных условий, такие налогоплательщики обязаны облагать доход, полученный в таком отчетном периоде, в общем порядке.
Следовательно, учитывая ограничения и изгнание из рядов плательщиков на «упрощенке» новое «Льготное право» дает возможность платить до 2016 года не 3% или 5% от дохода, а 7,5% -8,5%. Такие льготы в кавычках получили «изгнанники».
Если подвести итог нововведениям, то возможно указать следующее:
  • сущность единого налога несколько изменилась, поскольку он уже не является «единственным» для предпринимателей с относительно одинаковыми условиями;
  • сущность упрощенной системы для плательщиков III категории достаточно затруднена, поскольку без бухгалтера обсчитать и сдать отчетность по НДС достаточно сложно. Итак многим предпринимателям из этой категории следует начать поиск бухгалтера, или же самостоятельно изучить соответствующий раздел Налогового Кодекса с последующим мониторингом соответствующих изменений в законодательстве;
  • изменения предоставили возможность предпринимателям сотрудничать с юридическими лицами и «учитываться» в расходы, но «ценой» уплаты налога в размере 3-5% от дохода;
  • «Упрощенцам» увеличили максимальный размер дохода за год в разрезе категорий, но одновременно ограничили круг лиц, с которыми возможно осуществлять предпринимательскую деятельность и одновременно увеличили ставку налога;
  • отчет упрощенцев благодаря нововведениям приобрел статус «налоговой декларации», так что теперь за его неподачу налоговики могут применить штрафные санкции 1020 грн. за каждую вторую и последующую предоставленную декларацию;
  • законодатели отделили новую когорту «льготников» с уплатой налога по ставке 7,5% (8,5%) в то время, когда другие плательщики, которые остались на упрощенной системе, имеют право платить налог по ставке 3-5%.
Итак, положительные или отрицательные изменения запланированы нововведениями и будут ли они способствовать развитию предпринимательской деятельности в стране, каждый может судить самостоятельно. Однако, так или иначе, каждый из предпринимателей может уже сегодня проанализировать соответствующие изменения в законодательстве и принять соответствующие решения.
www.sannews.com.ua
Источник: www.buhuslugi.com.ua

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ