Туроператоры Крыма выступают с законодательной инициативой о стимулировании развития внутреннего и въездного туризма

0
27

Новости СевастополяКак известно, современная индустрия туризма — одна из самых прибыльных и самых динамичных отраслей мирового хозяйства. Известно также, что наибольшие экономические выгоды для национальной экономики страны приносит внутренний и въездной туризм. Ведь именно туризм стимулирует развитие большинства отраслей экономики, в том числе, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, страхование, связь, торговлю, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу бытовых услуг, культуру, искусство, спорт и тому подобное. По официальным данным, от функционирования туризма непосредственно зависит жизнедеятельность свыше 40 отраслей экономики и около 10–15 % населения Украины.

Учитывая важность роли туризма во всестороннем развитии общества, государство провозгласило туризм одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики, и создает благоприятные условия для туристической деятельности.

Вместе с тем 07.07.2011 был принят Закон Украины №3609-VI (вступил в силу 06.08.2011), которым изложена в новой редакции статья 207 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), регулирующая порядок обложения налогом на добавленную стоимость туристических услуг, а также внесены изменения в п. 139.1.6 ст. 139 НКУ. Данными изменениями, в частности, пунктом 207.6 статьи 207, на туроператоров внутреннего и въездного туризма фактически возлагается дополнительное бремя по уплате НДС, что значительно снижает их конкурентоспособность по сравнению с зарубежным туризмом (в том числе компаниями, которые отправляют туристов за рубеж). Согласно указанному пункту статьи 207 НКУ «суммы налога, включенные согласно статье 139 настоящего Кодекса в расходы, не учитываются при определении базы налогообложения в целях настоящей статьи». Но, как известно, у туроператора, который покупает услугу за рубежом для ее перепродажи в Украине, нет входящего НДС, т.е. ни новации статьи 139 НКУ, ни положения пункта 207.6. статьи 207 этого Кодекса, на него не распространяются.

На приведенном ниже примере можно убедиться в наличии проблемных и несогласованных положений в новом украинском налоговом законодательстве. К примеру, украинский туроператор, осуществляющий деятельность в Украине приобретает у украинского отеля (санатория, пансионата) туруслугу по цене 10000 грн., в том числе НДС 1666 грн ., и реализует украинскому туристу данную услугу по цене 11000 грн (доходность 10%), в т.ч. НДС 444 грн. /(11000 – (10000-1666)):6/. Учитывая, что определение базы налогообложения для начисления налоговых обязательств по НДС, исходя из вознаграждения (маржинальной прибыли), не предполагает наличие налогового кредита, туроператор по внутреннему и въездному туризму обязан заплатить в бюджет в результате данной операции НДС в сумме 444 грн.
В то же время, другой украинский туроператор, осуществляющий деятельность в Украине, приобретает у зарубежного отеля туруслугу по цене 10000 грн. (НДС нет!), и реализует украинскому туристу данную услугу по аналогичной цене 11000 грн., в т.ч. НДС 166 грн. /(11000-10000):6/.

Таким образом, туроператор по внутреннему и въездному туризму платит НДС в размере 444 грн., а туроператор по зарубежному туризму – 166 грн. Ни о каком преимуществе и повышении конкурентоспособности украинского туристического продукта говорить не приходится.

Украинские туроператоры, занимающиеся внутренним и въездным туризмом, обеспокоены таким положением вещей. Ведь государство, по сути, стимулирует зарубежный (выездной) турим, в ущерб развития внутреннего украинского туризма. Таким образом, туроператорам выгоднее менять ориентацию на развитие зарубежных направлений вместо того, чтобы привлекать туристов на отдых в Украину. И тогда получается, что туристы, вместо отдыха на Украине, стимулируют своими деньгами зарубежные компании и экономики других государств.

К сожалению, и на сегодняшний день не создано каких-либо преференций для тех турфирм, которые регулярно рекламируют Украину за рубежом, принимая участие в международных туристических выставках, организовывая рекламно-информационные туры для иностранных туроператоров в Украину.

По данным Госпогранслужбы в 2011 году Украину посетили более 29 млн. лиц, только лишь Крым в прошлом году принял 5,7 млн. отдыхающих из Украины и других стран. Платежи от предоставления туристических услуг только в бюджет Крыма в 2011 году составили – 38 млн. Каждый иностранный турист, который приезжает в Украину, по данным исследований проведенных Ассоциацией туроператоров Крыма и Севастополя, оставляет в Украине от 130 до 200 долларов США в сутки. Именно поэтому государство должно стимулировать тех туроператоров, которые работают в сфере внутреннего и въездного туризма с тем, чтобы увеличить поступления в Государственный бюджет Украины. Особенно это актуально в канун проведения чемпионата Евро-2012.

***
В период с 01.01.2011 по 06.08.2011 для отечественных туроператоров сложилась и вовсе парадоксальная ситуация: действующие в указанный период нормы налогового законодательства Украины запрещали туроператорам относить входящий НДС, как в налоговый кредит, так и в расходы.

Это привело к тому, что туристический оператор, не будучи конечным потребителем, платил НДС из собственных средств, как конечный потребитель. Так, при доходности 10% дополнительное налоговое бремя по налогу на прибыль для туроператора, работающего в сфере внутреннего и въездного туризма, составило 34,5%. Рассчитывать на какую-либо прибыль, естественно, не приходилось.

Лишь 04.11.2011 был принят Закон 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности», который позволил туроператорам включать входящий НДС в расходы начиная с 01.04.2011г. Однако данный Закон вступил в силу только 01.01.2012г., а те операторы, которые подверглись налоговым проверкам в І-ІІІ кварталах 2011 года оказались «злостными нарушителями» налогового законодательства. Вместе с тем, вопрос о включении туроператорами в состав расходов входящего НДС в период с 01.01.2011 по 31.03.2011 остается открытым.

***
Учитывая вышеизложенное, Ассоциация туроператоров Крыма и Севастополя считает целесообразным выступить с такими инициативами:

1) Исключить пункт 207.6. из статьи 207 НКУ;

2) Разрешить туроператорам включать входящий НДС в расходы начиная с 01.01.2011г., заменив в пункте 2 раздела ІІ Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» № 3609-VI от 07.07.2011 цифры «40-53» на «40-43, 45-53» и дополнив данный пункт предложением следующего содержания: «Нормы пункта 44 применяются с 01.01.2011 года»;

3) возвратить действующие ранее нормы (п. 6.2.2 статьи 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость») о применении ставки НДС 0 % к экспорту туристических услуг (операциям по предоставлению туристических услуг на территории Украины в случае их продажи за пределами Украины непосредственно или при посредничестве нерезидентов с применением безналичных расчетов);

4) предоставить право предприятиям, при определении объекта налогообложения относить в состав расходов суммы, уплаченные ими на отдых и оздоровление своих работников в украинских санаториях и домах отдыха.

Подобные налоговые новации, по мнению президента Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Бориса Зелинского, должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественного туристического продукта, стимулировать развитие внутреннего и въездного туризма, увеличение туристического потока в Украину и, как следствие, оказать позитивное влияние на ее экономику.

Ассоциация туроператоров Крыма и Севастополя

 

«Севастопольское агентство новостей» — Новости Севастополя

www.sannews.com.ua

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ