Сто лет на страже рубежей Отечества: Что стоит на вооружении морской авиации России

40
0

Новости Севастополя

Севастополь новости, 17 июля 2016.

100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне — территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.

Морская авиация — род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.

Морская авиация функционально подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования.

В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». На нем базируются:

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ;
  • учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ;
  • многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31.

Ожидается, что в ближайшее время на крейсере будут базироваться ударные вертолеты Ка-52К «Катран». В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев.

На вооружении береговой авиации ВМФ России:

  • дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95);
  • противолодочные самолеты Ил-20 и Ил-38;
  • истребители-перехватчики МиГ-31;
  • транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26;
  • вертолеты Ка-52К, Ми-8, Ми-24, Ка-31 и другие.

Истребительная авиация

Су-33

  • Российский палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по кодификации НАТО: Flanker-D).
  • Первый полет Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
  • Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России.
  • Самолет управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.
  • Максимальная скорость истребителя составляет 2300 км/ч, практический потолок — 17 000 метров, дальность полета — 3000 км.
  • Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях.
  • Су-33 входят в состав крейсера «Адмирал Кузнецов».

МиГ-29К/КУБ

  • Российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D).
  • Истребители палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения 4++. В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
  • МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.
  • Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
  • Максимальная скорость полета составляет 2300 км/ч, практический потолок — 17500 м, дальность полета — 2000 км.
  • Планируется, что в дальнейшем основу палубной истребительной авиации России составят самолеты МиГ-29К/КУБ.
  • Истребители МиГ-29К/КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на крейсере «Адмирал Кузнецов», не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними.

Ударные и учебно-боевые самолеты

Су-24

  • Всепогодный фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.
  • Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года.
  • Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1400 самолетов.
  • Максимальная скорость — 1400 км/ч, практическая дальность — 2850 км, практический потолок — 11 тысяч метров. Экипаж — 2 человека.
  • Вооружение — пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески самолет может нести ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», неуправляемые и корректируемые авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.
  • Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.

Су-25УТГ

  • Учебно-тренировочный самолет на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.
  • Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988 года.
  • В 1989-1990 годах была выпущена первая партия из 10 самолетов.
  • В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ.
  • Максимальная скорость — 1000 км/ч, практическая дальность — 1850 км, практический потолок — 7000 метров. Экипаж — 2 человека.
  • Стоит на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.

Противолодочные самолеты

Бе-12

  • Противолодочный самолет-амфибия (по кодификации НАТО: Mail).
  • В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ имени Г. М. Бериева.
  • На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
  • Максимальная скорость —  550 км/ч, практический потолок — 12100 метров, максимальная дальность полета — 4000 км.
  • По состоянию на 2015 год на вооружении морской авиация ВМФ РФ состоит 7 самолетов Бе-12.

Ил-38

  • Противолодочный самолет, разработанный в ОКБ имени С. В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В (по кодификации НАТО: May).
  • Самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, морской разведки, поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений.
  • Первый полет выполнен 27 сентября 1961 года. Всего построено 65 машин.
  • Экипаж — 7 человек. Максимальная скорость — 650 км/ч, максимальная дальность полета — 9500 км, практический потолок — 8000 метров.
  • Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.
  • В 2015 году «Авиационный комплекс им. Ильюшина» завершил выполнение контракта на ремонт и модернизацию пяти самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н.

Ту-142

  • Российский дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F).
  • Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами.
  • Первый Ту-142 завод № 86 в Таганроге выпустил в 1975 году. Последний самолет Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.
  • Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.
  • Экипаж — 9 человек.  Максимальная скорость — 855 км/ч, практический потолок — 13500 метров.
  • Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.
  • Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия.
  • На вооружении ВМФ России стоит по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах.
  • В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3.

Транспортная авиация

Ан-12 

  • Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова (по кодификации НАТО: Cub — «Юнец»).
  • Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. Самолет зарекомендовал себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях и неприхотливый в обслуживании.
  • Самолет активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.
  • Артиллерийское вооружение самолета состоит из пушечного вооружения ПВ-23У, которое включает в себя кормовую башню ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистему дистанционного управления башней и прицельно-вычислительный блок.
  • Кроме того, может нести на борту до 70 осколочно-фугасных или зажигательных авиабомб калибра 100 кг.
  • Максимальная скорость полета — 660 км/ч, практический потолок — до 10 000 м, дальность полета — до 5530 км.

Ан-26

  • Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова (по кодификации НАТО: Curl — «Вихрь», в народе — Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька).
  • Является модификацией исходной модели Ан-24.
  • Экипаж самолета — 6 человек. Может нести на борту 38 человек личного состава или до 30 десантников.
  • Максимальная скорость — 540 км/ч, дальность полета — до 2660 км, практический потолок — 7300 м.
  • Также может оснащаться авиабомбами калибром до 500 кг.

Вертолеты

Ка-27

  • Корабельный противолодочный вертолет (по кодификации НАТО: Helix — «Спираль»).
  • Предназначен для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на кораблях различного класса, в том числе на авианесущих кораблях.
  • Вертолет способен обнаруживать современные подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения.
  • 14 апреля 1981 года был принят на вооружение.
  • Для уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.
  • Экипаж — 3 человека, максимальная скорость — 270 км/ч, практическая дальность полета — до 900 км, практический потолок — 5000 м.
  • Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр «Минога».

Ка-52К

  • Ка-52 — многоцелевой ударный вертолет, является модернизацией «Черной акулы». Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО «Камов».
  • Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток.
  • Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
  • Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года.
  • Ка-52 — вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси.
  • Ка-52К — вертолет корабельного базирования.
  • Экипаж состоит из двух человек. Максимальная скорость — 300 км/ч, практическая дальность — 1 тыс. 160 км, практический потолок — 5,5 тыс. метров.
  • Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тыс. кг на 4 узлах подвески.
  • По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный модернизационный потенциал.
  • В 2015 году Россия заключила контракт с Египтом на поставку 46 вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Также могут поставить корабельные Ка-52К «Катран», разработанные под вертолетоносцы типа «Мистраль».

Севастопольское агентство новостей — Новости Севастополя

www.sannews.com.ua

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ