Новости Севастополя

Севастополь новости, 16 января

Уже не помню, в какой момент мысли потянули меня на прозу о выборах губернатора (возможно, виной тому местные СМИ), но что-то, сидящее в подкорке, не дает покоя и грызёт смутным отблеском правды: где-то во власти, в их «троне», спрятано то, о чём не мешало бы знать.

Вот сегодня я обкатываю это в голове. Ведь сколько всего ещё такого в политике есть, о чём, возможно, лично никогда не узнаю не потому, что не хочу, а потому, что это будет открыто лет через пятьдесят или сто… А мне, например, очень важно знать, откуда взялись эти удмуртско-пермско-сургутские «белые воротнички», по чьей воле цены растут, а наши доходы, наоборот, сокращаются… И до каких ещё пор-границ-пределов мироздания этому быть? И где город Счастья, что манит запахом путешествий (в которые никогда не отправлюсь), жизней (которые никогда не проживу)?… Но какое удовольствие знать, что он есть, где-то там в пространстве… И все-таки, когда реальность нашего мира станет ближе к мечте о счастливом будущем? Это, если хотите, как утренний кофе, когда бесконечное число возможностей. Пока пью, я – миллион мужчин. У меня нет прошлого, настоящее растворилось, и я уже плыву в будущем, в том, которое может быть абсолютным и любым…

Смею заверить, вполне себе люблю Россию вообще — за то, что русский и моя Родина, за победы предков и свое ностальгическое «за Союз в прежних рамках границ», за все… хотя бы за Куприна, Врубеля и Ломоносова. Да много еще за кого. Это все к тому, чтобы не сложилось у вас мнение о том, что пишет «чужой» и во вред пытающийся… Отнюдь, нет. Такой же, как вы, севастополец, также хочу, чтобы город соответствовал уровню федерального, был блестящим, искрометным, веселым (и так до бесконечности), но не беспомощным, унылым и с неоправданным ожиданием. Не представляю, что может быть хуже…

Ситуация, связанная с развитием Севастополя (как модно говорить — стратегией), как разорванный шаблон, загустевший такой, как клюквенный кисель или карамельный мусс. И для нас, севастопольцев, это было так неожиданно, что многие — не то, чтобы растерялись, оказались в полной прострации с чувством ходячего комплекса неполноценности и определением «бывшие». По крайней мере, ничем иным, кроме как своеобразной иронией, не могу описать рваный — просто в лохмотья — сюжет. Да и не прошу, чтобы он был умащен драгоценными маслами. В общем, это святая правда, которую сам вижу. Но это очень грустно. Я не принимаю судьбоносные решения, но иным тяжело, полагаю, быть генералом. А уж местным императором как?!…

Не секрет, что должность губернатора любого мало-мальски российского региона — это мозговой центр системы его жизнедеятельности. Системы, которая может быть здоровой и хронически больной. И если этот индикатор на отметке «здорова», то, следовательно, регион здоров, успешен, развиваемый и привлекаемый, а его жители счастливые или, по крайней мере, довольные. Опять же, когда губернатор умен, мудр, профессионален, всегда и во всем осведомлен. Когда прогностичен, постоянно отслеживая ситуацию и принимая эффективные и предупредительные меры по защите региона и жителей от возможных внешних и внутренних угроз. Когда своевременен в принятии решений, вследствие чего исключаются рывки и болезненные шоки у людей. Наконец, когда губернатор способен выстраивать свою работу в решении экономических, социальных и политических вопросов, как подчеркивает президент России Владимир Путин, «со всеми структурами гражданского общества».

Поэтому жители региона никак не могут быть равнодушными к кандидату на эту должность. Они понимают, насколько для них жизненно важна сильная фигура этого человека. Убеждены, что губернатор-севастополец, прежде всего, это уверенность и спокойствие за свое будущее. Человек не временщик, коренной житель, который любит город и свою землю, знает каждую улицу-камень-угол, а для него нет ничего дороже этих мест. Никуда не собирающийся ехать и прокладывать себе дорогу в Администрацию Президента, чтобы стать там средней величины клерком. Комплексовать от «назойливых» севастопольцев, прятаться от других и обижаться на средства массовой информации. Или сорвать куш, все отравить и сбежать. Именно человек с таким только желанием и отношением может сделать то, что надо для Севастопольского региона и его жителей. В моем понимании зрелый мужчина, имеющий опыт работы, как в органах власти, так в бизнесе. Хорошо знает регион. Имеет опыт руководства коллективами, среднеобеспеченный. Отличается компетентностью и профессионализмом. Умеет мыслить. Эффективный менеджер. Близкий к людям. Честный. Имеющий широкий кругозор и общительный. Однако истинных мотивов, побуждающих власть назначать того или иного губернатора конкретного региона, нам все равно не узнать. Однако…

Об интересном и важном

В свою очередь проанализировал за последние пять лет назначение властью конкретных фигур на должности губернаторов различных регионов. Для себя заметил некую закономерность, не факт, но… Для федеральной власти образ губернатора, который она рисует перед собой, иной для различных регионов. Образ идеального управленца, иначе тренд перед назначением, со ставкой на людей, способных эффективно осуществлять власть и сформировать команду, которая финансово относительно независима, представляют собой «нечто», имея какую-то репутацию до назначения на эту должность, адекватные люди среднего возраста 40-50 лет. В принципе, это разумная политика.

Но единственная проблема, очень существенная, с которой она сталкивается — это лояльность местных элит и доверие населения, поскольку процедура назначения позволяет определять людей внешних. Если не находят общий язык, начинаются разного рода конфликты. Я думаю, что необходимо совершенствовать механизм контроля за эффективностью ситуации в регионах и мониторинга. Делать его многофакторным с тем, чтобы федеральная власть располагала более объективной картиной, что происходит в тех или иных регионах. Скамейка, с которой назначаются руководители, явно не очень длинная.  Это заметно в последнее время, в том числе на примере назначения бывшего заместителя министра Дмитрия Овсянникова в Севастополь.

Врио губернатора Севастополя

Думаю, чтобы в этой «вилки» довериться старой элите, но компетентной. Или делать ставку на людей относительно неизвестных, чтобы попробовать их силы, все-таки нужно находить разумный баланс. В общем-то, скамейка близка к исчерпанию. А поэтому, на мой взгляд, востребованы несколько типов губернаторов.

Там, где сложная элита и существуют много лоббистских групп или центров влияния востребован авторитетный деятель, местный, с серьезным бэкграундом, возможно, в возрасте. Классический пример этому Александр Жилкин в Астраханской области. Там, где регион небольшой и депрессивный. Там, где людям нужна надежда, сильны криминальные и монополистические тенденции, плохой уровень жизни, но регион гомогенный (однородный, нет больших различий). Там востребован относительно молодой эффективный предприниматель и вообще человек, который остается для будущего.

Например, в свое время, Владимир Груздев в Тульской области. Есть регионы, где очень хорошо сложились механизмы выдвижения собственных элит, серьезных и многоплановых. Классический пример — город Красноярск. Так что сегодня существуют множество моделей формирования региональной власти, этот процесс сложный и не должен сводиться к навязыванию какой-то воли федеральным центром. И уж тем более какими-то иными политическими силами внутри одного региона. Классический пример — город Севастополь и выдвигаемый местной властью проект закона «О выборах Губернатора города Севастополя». Давайте рассмотрим, что же он нам, севастопольцам, гарантирует и сулит в будущем.

Внимательно ознакомившись (не спеша, спасибо новогодним праздникам) с проектом этого закона, могу вам сказать следующее… По моему мнению, проект закона не отвечает основным принципам выборов: всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании. Сбит наспех, перегружен лишним, подготовлен непрофессионально, с учетом того, что закон должен быть ясным, простым, понятным, прозрачными и направлен на соблюдение прав избирателей.

Опять же, повторюсь, поскольку как-то писал, но очень наглядно. Меня не покидает ощущение какой-то грандиозной аферы. Когда меня дразнят пирожным прямиком из самой лучшей французской boulangerie, дескать, и мука там первосортнейшая, и рецепт сотнями лет проверенный, и кремов разных на выпечке (аж шесть штук!), и для каждого особый сорт французских сливок, и глазурей разноцветных, и вишен вручную консервированных. В общем, хожу, давлюсь слюной. А когда надкусываю пирожное, соскребаю глазурь, понимаю, меня жестоким образом пытаются надуть: подгорелый пряник из серой муки, вместо миндаля — отруби. Иначе, впаривают одну картину, а готовят другую. Будто бы, все раздвоилось на пиарную и истинную части.

Заранее приношу извинения читателям за сухость излагаемого в дальнейшем материала. Без этого никак. Возможно, кому-то это поможет в предстоящих общественных слушаниях. Теперь по сути предлагаемого нам проекта закона. Скажу о главном и важном, а не о тех частностях менее необходимого, технического и лингвистического характера, которых пруд-пруди. На что я в них напоролся, и далее никак. Тем более не имею, в отличие от исполнительной и законодательной властей, Общественной палаты, законодательной инициативы.

1. В целях предупреждения и пресечения ущемления и ограничений избирательных прав севастопольцев, следует:

1.1. В статье 2 «Законодательство о выборах Губернатора…» отсутствует Федеральный закон от 02.05.2012г N40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и в обязательном порядке фразу – «и иные законы Севастополя». Эти изменения дают право выдвигать по три кандидата политическим партиям и самовыдвиженцев, определяют пределы поддержки депутатами регионального парламента и органов муниципальной власти: 5-10% (в проекте — 10%), а также для самовыдвиженцев число сбора автографов жителей региона: 0,5-2% (определяется местной властью, как и процент по муниципалам). В проекте самовыдвиженцы вообще не упоминаются. И не только это, в том числе основания для отзыва Губернатора и 25%-порог поддержки жителями региона (ФЗ № 40-2012 следует дополнить в статью 2, пункт 1). Дополняя в проект — «и иные законы Севастополя», он намного упрощается, исключаются множество повторений и целые пункты, а то и лишние статьи.

1.2. Отсутствует возможность кандидата с учетом пассивного избирательного права (ограничено возможным возрастным или имущественным цензом, в ходе люстрации для конкретных личностей или по решению суда, как они работают в выборный момент «истины» мы знаем). Следует принять — «Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законом и достигший возраста 30 лет» (статья 3, пункт 2).

1.3. Говоря бытовым языком, дабы кандидаты-севастопольцы не пролетели при регистрации, важно существующую редакцию изменить на новую — «В соответствии с Федеральным законом не имеет права быть избранным Губернатором гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, за исключением зарегистрированного жителя Севастополя, который направил в органы ФМС заявление об отказе от украинского гражданства, начал официальную процедуру отказа с подачей заявления в Посольство Украины в Российской Федерации на момент, предшествующий выборам Губернатора» (дополнить статью 3 пункт 4).

1.4. Дополнить статью 3 «Избирательные права граждан РФ на выборах Губернатора» новым пунктом (ФЗ № 40 от 02.05.2012 позволяет): «Не имеет права быть избранным Губернатором гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора в результате выборов должность Губернатора второй срок подряд» (в будущем важно).

1.5. Важно добавить в главу 1 «Общие положения» новую статью «Право выдвижения кандидатов на должность Губернатора» в приближенной редакции:
1. Кандидаты на должность Губернатора выдвигаются избирательными объединениями. Избирательным объединением на выборах Губернатора является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории города Севастополя. Каждая политическая партия вправе предложить не более трех кандидатур, имеющих право быть избранным на должность Губернатора.

2. В качестве кандидатов на выборах могут участвовать самовыдвиженцы (в соответствие с законодательством по выборам Губернатора эту возможность регионы определяют сами).

Общественности следует доработать новую статью и в части касающейся цифр. Важно  — для регистрации в качестве участников выборной гонки кандидаты должны заручиться поддержкой депутатов Законодательного собрания или органов муниципальной власти, собрав подписи 5%не 10%) депутатов в трех четвертях муниципальных районов. А самовыдвиженцы помимо подписей депутатов должны собрать в свою поддержку 0,5% автографов жителей региона, а не по максимуму — 2% (в том числе учесть в главе 6, статья 28, пункт 1).

1.6. Очень важно (!) добавить в главу 1 новую статью  «Право отозвать Губернатора», что позволяет не упомянутый в проекте закона ФЗ № 40-2012г., в следующей редакции:

«1. Жители региона имеют право отозвать Губернатора. Основанием для отзыва Губернатора являются доказанные в суде нарушения главой региона законов или систематическое грубое неисполнение Губернатором своих обязанностей.

2. Для проведения референдума об отзыве Губернатора жители города должны собрать подписи не менее 25% избирателей, зарегистрированных на территории Севастопольского региона».

В этих целях необходим проект местного закона «Об отзыве Губернатора города Севастополя». И принимать его целесообразно, как положено после общественных слушаний, пакетом вместе с одобренным общественностью проектом закона «О выборах Губернатора города Севастополя».

1.7. В главе 2 «Избирательный округ. Избирательные участки. Списки избирателей», в части касающейся факта участия военнослужащих в выборах Губернатора города Севастополя, следует конкретно определить статус военнослужащего, имеющего право голосовать. Если невозможно ограничить их круг путем исключения срочной и контрактной службы, то в обязательном порядке следует конкретно определиться, какие воинские части расположены в обособленных, удаленных от Севастополя местностях, где избирательные участки могут образовываться командирами воинских частей. И закрепить законодательно — с обязательным информированием избирателей со стороны местного избиркома при подготовке к выборам: об этих воинских частях и максимальном числе выборщиков данной категории (пункт 3, статья 7).

Следует помнить, что воинские части Черноморского флота и иных воинских формирований Министерства обороны РФ (ПВО, авиация, центрального подчинения и др.) дислоцируются по всему Крыму, штабы и пункты управления которых преимущественно находятся в Севастополе, и структурно они замыкаются на тот же Севастополь. А значит, реально существуют условия для использования админресурса и возможного манипулирования голосами. Это реальные факторы, могущие весомо повлиять на выбор Губернатора. Достаточно сказать, что срочная и контрактная служба примерно оценивается в пределах до 50 тысяч военнослужащих.

1.8. В части представления документов для регистрации кандидата. Изменить редакцию – «Все документы для регистрации кандидата представляются в Севастопольскую городскую избирательную комиссию одновременно не ранее чем через 31 день и не позднее чем через 40 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора до 18 часов по местному времени…» на новую – «Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом в Избирательную комиссию одновременно — не ранее, чем за 60 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования — до 18 часов по местному…» (статья 29, пункт 7). Если Избирком хочет работать и отрабатывать свою высокую зарплату, то зачем сокращать время на представление массы документов кандидатами до 9 дней?!

2. В целях предупреждения и исключения возможных фактов подкупа кандидата и иных коррупционных проявлений:

2.1. Проект предусматривает наличие у гражданина открепительного удостоверения для голосования на выборах. В главе 1 «Общие положения» ничего про это не сказано. Целесообразно рассмотреть вопрос об отказе в выборах от открепительных удостоверений (статья 10, пункт 3).

2.2. В обстоятельствах, вынуждающих зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру исключить случай: «К указанным обстоятельствам также относится избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность» (глава 7, статья 34, пункт 9). Дабы не было случаев, подобных депутату Госдумы РФ Дмитрию Белику, но в украинское время.

2.3. В статье 35 «Доверенные лица кандидата» уменьшить количество доверенных лиц со 100 до 20 человек, сократив их сроки регистрации с пяти до трех дней.

2.4. В главе 8 «Информирование избирателей и предвыборная агитация»:
— конкретизировать, в части организаций средств массовой информации (СМИ), – «исключительно зарегистрированные в государственном реестре в качестве СМИ организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации». При этом исключить здесь и везде в проекте понятия и фразы – «редакции сетевых изданий» и «выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения» (статья 38, пункт 1 и по всему проекту);

— в рамках участия избирательных комиссий в информационном обеспечении выборов исключить пункт– «Избирательные комиссии города Севастополя также принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами» (статья 39, пункт 1). Как такие компании проводятся нетрудно догадаться;

— в части предвыборной агитации добавить в статью новый пункт — «Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат, избирательное объединение вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке» (статья 42);

— в части порядка создания избирательных фондов изменить предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата со 100 до 50 миллионов рублей (статья 51, пункт 3).

3. В целях повышения ответственности и эффективности работы избирательных комиссий при выборах (проект закона исключает контрольные функции с их стороны):

3.1. Дополнить их полномочия, что авторами проекта не учтено, но законом предусмотрено: формирует территориальные избирательные комиссии (ТИК) и назначает их председателей (аналогично для ТИК), выдает избранному Губернатору удостоверение об избрании, при рассмотрении жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий отсутствует конкретика – «и их должностных лиц» (п.28), а также осуществляет контроль за поступлением средств в избирательные фонды кандидатов и их расходованием (глава 3, статья 13, пункт 9).

3.2. Конкретизировать — «контролирует и обеспечивает», а не как в проекте – «осуществляет» на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов (статья 14, пункт 6, пп.12).

3.3. В части гласности в деятельности избирательных комиссий дополнить статью новым пунктом в редакции – «На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса» (статья 20).

3.4. В части прикомандированных к избиркому на время выборов специалистов контрольно-ревизионной службы, фразу: «за организацией учета этих средств и их использованием» изменить на новую — «за правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов» (статья 53, пункт 1).

4. И крайнее, всего не скажешь, а места для выявленных замечаний по проекту закона не хватит. Важно в целях исключения т.н. «авторской глупости» в содержании проекта закона:

4.1. Конкретизировать в статье 5 пункт 3 «Решения и акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом, иными законами города Севастополя, обязательны для органов исполнительной власти Севастополя (а не субъектов РФ, как отмечено в проекте)…».

4.2. Исключить пункт и во всем проекте, связанное с Советом Федераций: «Одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, кандидат представляет в Севастопольскую городскую избирательную комиссию в письменной форме следующие сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации…» (статья 29, пункт 3, а также глава 7, статья 34). Мы выбираем в Губернаторы или Совет Федераций?!

4.3. В статье 31, пункт 6. Регистрация кандидата. Исключить подпункт 2 в основаниях отказа в регистрации кандидата за «непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации». Я даже затрудняюсь оценить ЭТО в уподобляемой форме на русском языке…

4.4. В статье 62. Определение результатов выборов. В пункте 5, дающем основания для признания выборов несостоявшимися, изменить пп.2 «все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования» на новую редакцию – «все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования».

Если кому-то пригодятся на общественных слушаниях эти немногие из многих замечания, буду удовлетворен. На этом заканчиваю, поскольку, повторюсь, места не хватит для всего… Да и у вас, уважаемый читатель, самого терпения. Как вывод всему сказанному в этой статье, исключительно субъективно и по-севастопольски. Очевидно, что есть в городе либеральные и правые силы из числа высших чиновников и отдельных влиятельных законодателей, стремящихся во власть любой ценой, ради одних интересов за счет интересов других, а посему готовящих под себя любимого подобного рода законодательный проект. Быть этому или не быть?! Во власти самих севастопольцев. Но каждому из нас следует помнить истину, что «и один в поле воин», а вместе мы — сила. Честь имею.

С уважением,
военный эксперт, полковник запаса ФСБ

Сергей Балабанов

Севастопольское агентство новостей — Новости Севастополя

www.sannews.com.ua

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ