Новости Севастополя

Севастополь новости, 23 января

Дозаправка в полете — одна из наиболее сложных по технике исполнения операций в воздухе. Не случайно ее проводят только в боевой и военно-транспортной авиации, а умение пополнять топливные баки в полете всегда отличает опытного аса от молодого летчика. Дозаправка продлевает время пребывания летательных аппаратов в воздухе, дает возможность совершать более длительные перелеты, брать на борт больше вооружения. Что говорить, если оборудованием для закачки топлива в полете оборудован даже перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50, которому только предстоит стать в строй российских ВКС.

О том, как и по какому принципу работает «воздушная АЗС», как готовят пилотов к выполнению этой сложнейшей процедуры и что надо знать летчику, чтобы уметь заправить самолет на скорости в сотни километров в час и на высоте в несколько километров над землей, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы из цикла «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Когда баки «на нуле»

Возможности заправки в воздухе есть у наших ракетоносцев-исполинов Ту-160, у Су-27, у Су-34. По отзывам многих строевых летчиков, выполнение этой процедуры со всей ответственностью можно отнести к маневрам высшего пилотажа. Заслуженный летчик-испытатель РФ, полковник запаса, Герой России Сергей Богдан был первым, кто научил заправляться на высоте наш ПАК ФА.

«Характеристики самолета на режимах дозаправки подтвердились, никаких существенных особенностей выявлено не было, — отмечает он. — Были определенные замечания, которые впоследствии скорректировались, доработана система управления, чтобы получить более приемлемые характеристики».

Заправка в воздухе выполняется в заранее определенном диапазоне, который вымеряется в зависимости от конструкции самолета. Конечно, во время этой процедуры потрясывает, говорят пилоты: на малых дистанциях всегда проявляется так называемый «спутный след». Однако у подготовленного летчика поддержка устойчивости и управляемости самолета не вызывает испуга, ведь порядок действий отрабатывается еще на земле. К слову, на Т-50 — этом новом и во многом революционном самолете российской боевой авиации, система дозаправки выполнена в более совершенном варианте. Штанга для приема топлива здесь «спрятана», да и сама машина скомпонована так, что практически не «цепляет» спутного следа.

Небесные «ювелиры»

Самолет Ил-78 считается в наших ВКС основным и в некотором смысле классическим топливозаправщиком. Задачи по воздушной заправке машины этого типа выполняют уже не один десяток лет. Размах крыла этого воздушного грузовика — 50 метров, максимальная взлетная масса — 210 тонн, причем более половины этого веса составляет то самое авиационное топливо. Цистерны занимают практически весь грузовой отсек, а кроме того топливо закачивается в крыльевые баки, которые соединены в единую систему. Главный специалист Научно-производственного предприятия «Звезда» Василий Елисеев вкратце пересказывает технологию заправки: топливо из баков специальными подкачивающими насосами подается на вход в подвесной агрегат, затем открывается передний воздухозаборник, который открывает доступ воздуха к турбонасосному агрегату. Отсюда заправочные шланги с конусом на конце спускаются к машине, который и подлежит заправке.

На НПП «Звезда» — уникальном предприятии, создавшем не одно оригинальное устройство для отечественной авиации, был разработан конус — ключевой элемент воздушной заправочной системы. Это специальная «аэроюбка», которая расположена на конце топливного шланга, и позволяющая устройству плавно парить в воздухе. Задача пилота — максимально четко пристыковаться к конусу, причем сделать это как можно ближе к центру.

Летчики сравнивают стыковку в воздухе с попаданием ниткой в игольное ушко, с одной оговоркой: обе машины — и заправляемая, и танкер — сохраняют при этом внушительные скорости. Например, МиГ-29 выполняет эту процедуру в темпе свыше пятисот километров в час. Пилоты проходят обучение этому маневру не один день, отрабатывая его на специальном тренажере. Инструкторы говорят, что истребитель в момент заправки будто бы «танцует» в воздухе, правда, действия летчика здесь должны быть не столько виртуозными, сколько филигранными. Скорость держится с ювелирной точностью, отклонения не допустимы. В помощь пилоту разработан датчик дозаправки, активация которого помогает самолету быть более устойчивым, подстраиваться под условия обстановки.

Как работает воздушная АЗС

Ил-78 способен заправлять в воздухе боевые машины разных типов. Помимо уже упомянутых стоит назвать также МиГ-31, Су-24. Практикуется и парная заправка, когда топливо принимают сразу две машины. Топливо поступает под огромным давлением, достаточно сказать, что заправить истребитель можно за 8 минут, а тяжелый ракетоносец — за 20.

Стыковать заправочный конус с топливной штангой помогают мощные электромагниты (усилие притягивания составляет порядка 80 кг). Оригинально устроен и топливный шланг: его особенность в том, что он никогда не провисает между двумя самолетами, автоматически подматываясь в процессе заправки.

Кстати, интересный факт: на Ил-78 устанавливают сразу три подвесных агрегата дозаправки, то есть теоретически возможна заправка и трех машин. Однако специалисты говорят, что такое больше напоминает цирковой номер — настолько сложен в исполнении этот маневр. По словам Василия Елисеева из НПП «Звезда», куда комфортнее и спокойнее заправлять два самолета. В этом случае расстояние между законцовками крыльев обоих заправляемых машин безопасное, и кроме того остается пространство для маневра.

Система дозаправки в воздухе существует и в армиях стран НАТО. Однако там процессом управляет и руководит командир самолета-танкера, тогда как в российской авиации куда большая ответственность лежит на пилотах заправляемых машин. И это логично, говорят наши специалисты, ведь с танкера невозможно оценить болтанку, крен, другие параметры. Кроме того, только в российской авиации в качестве заправщика могут выступать как специальные танкеры, так и другие машины, на которые может ставиться соответствующая аппаратура. По словам Сергея Богдана, подобное может пригодиться, например, в палубной авиации, когда самолеты дозаправляют в воздухе друг друга. В этом случае радиус их действия радикально увеличивается. При этом что важно, на самолет, выступающий в роли танкера, не ставится дополнительных топливных баков. Он просто отдает то топливо, которое у него есть, оставляя, естественно, запас для завершения своего полета.

Под крылом — вся планета

Новые технологии давно пришли и в сферу обеспечения самолетов топливом. Скажем, баки для летательных аппаратов теперь защищены пенополиуретаном, который предотвращает взрыв топлива в случае попадания снаряда. Этот же материал предотвращает «раскачивание» самолета, так как не дает топливу «плескаться». Правда, такая технология применяется только на боевых машинах, тот же Ил-78 принимает топливо в свои цистерны по обычной схеме.

Авиационный полк, на вооружении которого находятся эти самолеты, дислоцируется в Рязани. Здесь же расположен единственный в ВКС России учебный центр для подготовки летчиков летающих танкеров. По словам командира части полковника Михаила Максимова, уникальность подготовки специалистов в том, что тренируется сразу весь экипаж, отрабатывается совокупность всех действий сразу.

В обозримой перспективе в российскую авиацию должны поступить глубоко модернизированные небесные заправщики. Новую машину, получившую индекс Ил-78М-90А уже собирают на Ульяновском авиастроительном заводе, а в числе ее ключевых отличий от предыдущей модели — модернизированное крыло, представляющее собой единую конструкцию. Новым будет и устройство для дозаправки, его мощность предполагается повысить как минимум на 15 процентов. Суммарный объем резервуаров, которые будущий танкер примет на борт, составит 40 тонн. Этого хватит, к примеру, чтобы заправить четыре истребителя Су-35. Важно заметить, что небесный танкер может в любой момент переквалифицироваться в обычный военно-транспортный самолет. Баки в грузовом отсеке в этом случае демонтируются, а на их место ставятся сидения для размещения личного состава.

По мнению командующего Дальней авиацией генерал-майора Героя России Сергея Кобылаша, самолеты-заправщики будут в обозримой перспективе востребованы в авиации. Ведь именно они способны обеспечить возможность запросто облететь земной шар, не совершая промежуточных посадок для пополнения топливных баков.

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Алексей Иванов / ТРК «Звезда», Вадим Савицкий/Минобороны России

Севастопольское агентство новостей — Новости Севастополя

www.sannews.com.ua

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ