Ухудшение отношений между Украиной и Беларусью и массовые забастовки на НПЗ могут лишить нашу страну белорусского битума. Без него на дорожно-строительных проектах Владимира Зеленского можно ставить крест.

В 2017–2019 годах из-за увеличения государственного финансирования дорожного строительства Украина показывает рекордное потребление битумов — до 700 тысяч тонн в год.

В 2020 году на дороги ожидается выделение рекордных 110 млрд гривен, что по расчетам строительных компаний позволит увеличить потребление битума до 900 тысяч тонн.

За несколько лет отечественный рынок полностью монополизировали белорусские производители, что на фоне последних событий оставляет целый ряд вопросов по поводу ресурсного наполнения и реализации президентской программы «Большая стройка».

Как происходил захват рынка

Раньше битум массово производили в Украине. Однако после того, как наши НПЗ стали загибаться, его производство начало сходить на нет.

Сейчас отечественный битум производят на Кременчугском НПЗ группы «Приват» и ряде других предприятий. Стоить отметить, что в последние несколько лет его доля в общеукраинском потреблении растет. Так, 2017 году она составила 10%, в 2018 году — 23%, а 2019 году – 30%.

В прошлом году произошел настоящий захват украинского рынка белорусской продукцией, которая вытеснила российскую из-за введения россиянами запрета на экспорт битума в Украину. На Беларусь пришлось 88% импортных поставок.

В 2020 году удалось несколько разбавить доминирование сябров поставками из других стран, в том числе, морским путем. Закупки осуществлялись из Литвы, Польши, Азербайджана, Болгарии и Греции.

Причем процесс погрузки из Греции происходил необычным для нашей страны способом – из танкера прямо в битумовозы, что сильно сэкономило время поставщиков и заказчиков.

Однако белорусы продолжают полностью преобладать в импорте и занимать монополию на рынке поставок. На их продукцию приходится половина украинского рынка битума.

Удивительно, но это не смущает Антимонопольный комитет, который пока не видит причин для расследования, ведь, сырье импортирует множество компаний. Однако доминирование одной страны противоречит принятой правительством Энергетической стратегии, согласно которой поставки из одного источника не должны превышать 30%.

Причин выбора белорусской продукции несколько.

Первая – географическая. Мозырский НПЗ, где производят значительную часть продукции, находятся всего в 100 км от Киева. Это даже ближе, чем Кременчуг, притом, что железнодорожное и автомобильное сообщение Мозырь-Киев значительно лучше.

Вторая – финансовая. Продукция соседнего государства на 10-15% дешевле украинского производителя.

Третья – качество. Оно точно не хуже украинского и российского, хотя значительно уступает продукции из дальнего зарубежья, и не только европейским аналогам.

В Беларуси выпускают битум по устаревшей технологии, поэтому он будет служить недолго, в отличие от продукции других зарубежных предприятий, которая хоть и стоит дороже, но и служит значительно дольше.

«Дело в том, что белорусский битум на 30% дешевле качественного аналога из Ирана или других государств, производящих этот продукт. За счет дешевизны мы его массово закупаем, но на самом деле срок эксплуатации у такой дороги меньше, чем при использовании более дорогих битумных смесей», — заявил бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян.

«Поэтому, теоретически, стоимость ремонта или строительства одного километра дороги может вырасти, но в итоге выигрывает вся страна, поскольку дорога при соблюдении всех технологических особенностей прослужит дольше», — отмечает он.

От монополии – к удорожанию

При этом в целом белорусский битум не такой уж и дешевый, а в этом году стал просто золотым. Пока поставщики бензина и дизеля подсчитывали убытки от падения цен, импортеры битума, наоборот, считали прибыли, ведь цены на него упали не сильно, хотя и бензин, и битум – это нефтепродукты.

Причина банальна – подавляющая часть импорта битума идет на госзакупки, которые дешевыми и рыночными назвать сложно. Монополия белорусов на украинском рынке привела к резкому удорожанию продукции.

Как отмечают профильные эксперты, цена на белорусский битум обычно ориентируется на европейские котировки мазута. Однако если в апреле цены на нефть стремительно падали, то в Украине битум только дорожал и был даже дороже бензина и дизеля.

В итоге, на украинском рынке был самый дорогой битум в Европе, премия белорусской продукция составила 190 долларов за тонну. И это притом, что цена на мазут весной 2020 упала по сравнению с прошлым годом в 2 раза – с 388 до 145 долларов за тонну. Однако это никак не повлияло на стоимость битума, которая продолжила расти.

По данным экспертов, этому способствовала как жадность производителей, так и оптовиков, которые накручивали цены ввиду наличия всего одного покупателя – Украины.

Стоит отметить, что «Укртатнафта» (эксплуатирует Кременчугский НПЗ – Ред.) и «Белорусская нефтяная компания» весной пересмотрели ценовую политику, сменив расчетную котировку с 3,5%-го на 1%-й мазут. Только этот фактор позволил сделать премию на битум в 90 долларов на тонне, тогда как годом ранее она не превышала 20 долларов на тонне.

По данным экспертов, наценки на битум выросли на 120 долларов за тонну, что составляет 50% от нынешних цен, а в ценах 2019 года – 30%.

Кто же зарабатывает на белорусском мазуте? По данным сайта «Наши гроши», несколько фирм, объединенных под крышей Национальной ассоциации дорожников Украины, в 2020 году по новым дискриминационными правилами «Укравтодора» захватили три четверти подрядов, из-за чего они не успевают отремонтировать обещанные лично Зеленским 4 тысячи дорог к местным выборам.

По данным источника издания на таможне, в первом полугодии 2020 года было растаможено битума 70/100 на 48 млн долларов (речь идет о контрактах, в которых было указано слово «битум» в описании товара, также не учтен НДС – Ред.). В том числе из Беларуси 43,1 млн долларов, Польши 3,8 млн долларов, Болгарии 1,2 млн долларов.

Странное ценообразование

В начале марта по неизвестным причинам битум подорожал с 280 долларов за тонну до 350 долларов и только потом стал дешеветь вместе со сменой конъюнктуры на мировом рынке нефти.

В июне цена вышла на докризисные показатели в районе 280 долларов за тонну. Хотя мировая цена на нефть в этот период была в полтора раза ниже докризисной.

На тендерах облавтодоров и коммунальщиков, которые закупают для своих нужд значительные объемы битума, цены падали, но не очень сильно. Зимний уровень 12 тысяч гривен за тонну без НДС весной опустился до 9 тысяч гривен, и летом вырос до 10-11 тысяч гривен, приближаясь к концу лета до зимних цен.

По данным сайта «Наши гроши», четверка крупнейших импортеров битума выглядит так:

Импортер Объем импорта
ООО «Кантарелл Украина» 11,29 млн долларов
ООО «Альянс Энерго Трейд» 10,75 млн долларов
ООО «Битэкс» 3,05 млн долларов
ООО «Виктория 2008» 2,71 млн долларов

Из этой четверки только «Альянс Энерго Трейд» является известным крупным поставщиков нефтепродуктов с давней историей. Остальные крупные импортеры имеют крайне сомнительный бэкграунд.

У них нет ни сайта, ни большого уставного капитала, ни нормальной истории, кроме судебных тяжб.

Таким образом, из-за позиции чиновников Украина за последние несколько лет полностью переориентировалась на поставки из Беларуси, которая вытеснила других игроков.

В итоге, сейчас приходится закупать битум по ценам выше рыночных, рискуя потерять основного поставщика из-за забастовок и риска прекращения торговых отношений.

«На мой взгляд, с украинской стороны не в коем случае не нужно вводить какие-то меры по прекращению торговли или санкции против Беларуси, не подготовившись к ним», — заявил Oilpoint директор програм НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

По его словам, импорт битума – одно из направлений о котором необходимо было подумать заранее, однако для этого нужно, чтобы руководители представляли государство как единый объект управления и понимали последствия своих действий.

«Ведь никто не говорит, что будет, если будут введены санкции против Беларуси? Какая страна автоматически увеличит поставки в нашу страну? Эта будет страна-агрессор», — предупреждает эксперт.

Кто нагреет руки?

Впрочем, забастовки на НПЗ Беларуси в нынешнем виде вряд ли лишат Украину необходимого для дорог сырья. Пока бастует только Новополоцкий «Нафтан», да и забастовкой это назвать сложно. Рабочие пару часов проводят на митингах, а потом опять принимаются за работу.

Мозырь работает без изменений. Да и остановить производство крайне сложно из-за трудоемкости и дороговизны процесса. Если битум производят, его нужно срочно отгружать, поскольку долго хранить продукт очень трудно. Поэтому белорусы кровно заинтересованы не терять украинский рынок, который приносит им около 80-100 млн долларов в год.

С одной стороны, цену могут повысить импортеры, которые будут подогревать слухи о скором прекращении поставок из Беларуси. С другой –поставщики могут легко вступать в сговор между собой и диктовать государству высокую цену под угрозой срыва поставок.

Еще одним выгодополучателем станет Кременчугский НПЗ. Завод Игоря Коломойского в этом году стремительно наращивает выпуск битума. Уход иностранных конкурентов точно на руку олигарху, однако заполнить потребности всего украинского рынка мощности НПЗ не позволят.

При этом это даст возможность днепропетровскому бизнесмену еще больше повышать цены на основное сырье для мега-стройки Зеленского.

«Что такое битум? Это побочный продукт переработки нефти. Наши НПЗ конечно производят этот продукт, но его недостаточно для удовлетворения спроса, который возрастает в связи с ростом дорожных работ», — заявил Oilpoint транспортный эксперт Александр Красноштан.

По его словам, избавиться от импортной зависимости можно с помощью возведения бетонных дорог, однако перейти на такое строительство за год невозможно.

«При строительстве бетонных дорог используются другие проекты, другое оборудование. К таким дорогам относятся по-разному. Однако их возведение позволит задействовать мощности наших цементных заводов», — подытожил Красноштан.